• Главная

    Эксплуатация АКПП

    Статьи
  • Оборотная сторона комфорта

    Желающих то и дело дергать за рычаг и выжимать сцепление все меньше, особенно, в дорожных пробках. Многие предпочитают доверить эти заботы автоматике и ездить с комфортом, меньше отвлекаясь на выбор передачи и сосредоточившись на дорожной обстановке. Парк таких автомобилей быстро растет.

    Пока машина на гарантии, ремонт и обслуживание АКП - забота дилера. Но вероятность отказа агрегата по окончании срока гарантии меньше не становится, а ремонт у официальных дилеров дорог. Изделие сложное, его диагностика и ремонт многим сервисам не по плечу - тогда дело сводится к замене неисправной АКП. Конечно, это устроит немногих. Но есть альтернатива - обратиться в специализированный сервисный центр.

    Если мотор работает, а машина стоит - еще не факт, что виновата коробка. Добропорядочный механик еще при общении с клиентом по телефону уточняет детали, чтобы зря не гонять человека на неисправном автомобиле. Например, сломался один из ШРУСов: автомобиль не едет, но коробка исправна!

    Основные жалобы «профильных» клиентов - вялый разгон, рывки при переключении передач, невключение одной или нескольких передач, хаотичный их перебор, трансмиссионные шумы и т.д.

    Как правило, диагностика АКП начинается с проверки уровня масла - несоответствие может быть причиной ряда неисправностей. Процедура описана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Методика одинакова почти для всех марок. При работающем двигателе и нажатой педали тормоза поочередно включаем селектором все режимы и удерживаем в каждом несколько секунд, чтобы масло растеклось по всем каналам АКП. Затем возвращаем рычаг в положение «стоянка» (Р) либо «нейтраль» (N), в зависимости от марки автомобиля. Вынимаем масляный щуп АКП. На нем есть метки max и min. Если меток четыре, то нижние - для холодного масла, верхние - для горячего. Уровень должен соответствовать температуре. Если нужно, доливаем масло.

    Впрочем, в методике контроля бывают исключения: например, в АКП «Хонды» масло проверяют при остановленном двигателе. Не на всех автомобилях есть щупы - можно обнаружить контрольное отверстие в трубке, закрытое пробкой с фиксатором. Здесь нужен «сервисный» щуп, которого у хозяина нет - придется ехать на СТО. На современных «Пежо», БМВ, «Ауди» и некоторых других для проверки масла есть контрольная пробка, завернутая в поддон, так что без смотровой ямы либо подъемника не обойтись.

    Если потеков масла при внешнем осмотре незаметно, это не повод вообще о нем забыть. Что, если уровень ниже нормы? Увы, «мастера» некоторых СТО тоже полагаются на авось. Отдавая автомобиль на обслуживание, напомните механику о проверке масла - да так, чтобы ее внесли в перечень выполненных работ. Это не только коробке на пользу. Если она, не дай бог, откажет из-за нехватки масла, сервису будет сложнее переложить вину на клиента.

    В некоторых АКП из-за особенностей компоновки силового агрегата главная передача не цилиндрическая, а коническая гипоидная. Она расположена в одном корпусе с фрикционами, но имеет отдельный картер и смазывается гипоидным трансмиссионным маслом. Поэтому на таких АКП две «масляных» пробки. Не ошибитесь при заправке -масла несовместимы!

    Сердце коробки - насос. От пуска двигателя до остановки он постоянно перекачивает масло, которое по многочисленным каналам растекается по системе. Если масла недостаточно, в насос попадет воздух. А он, в отличие от жидкости, сжимается - давление падает, переключение передач задерживается, усилие на фрикционах растет медленно, они долго пробуксовывают и от этого изнашиваются. При низком уровне масла шумит насос, нередко слышны и другие посторонние звуки. Короче, осматривать АКП нужно регулярно. Лишнее масло тоже не на пользу - оно перегревается, окисляется, вспенивается, возможна утечка через сапун. Излишки можно откачать любым шприцем с достаточно длинной силиконовой трубкой.

    Следующий этап - оценка состояния масла по цвету и запаху. Нормальное - текучее, нелипкое, темно-коричневого или темно-красного цвета. Механические примеси, помутнение, запах гари - тревожные звоночки! Пахнет паленым неспроста - подгорели фрикционы. Тому причиной могут быть нарушения условий эксплуатации автомобиля, неисправности двигателя либо самой АКП. Механические примеси - следствие износа, разрушения механизмов. А мутным масло становится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Дело в том, что для охлаждения масла предусмотрен радиатор, который на некоторых авто встроен в радиатор охлаждения двигателя. Рискованное соседство! Антифриз - враг фрикционов: они размягчаются, набухают, безвозвратно теряя свойства.

    Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, а это, помимо прочего, и «спортивная» езда с резкими разгонами, то температура масла часто приближается к предельным значениям - и оно обесцвечивается. Важно вовремя это заметить и заменить свежим, вместе с масляным фильтром. Особое внимание поддону! Изделие нежное, зачастую находится ниже поддона двигателя - деформировать его легко, а это может создать помехи для закачки масла насосом. Последний заявит о них громким шумом. Если автомобиль ударился днищем и появился посторонний звук- проверьте поддон. Скорее всего, его ремонта не избежать.

    На этом первичная диагностика завершена.

    Когда уровень и качество масла в норме, а коробка работает с перебоями, в работу вступают серьезные специалисты. Опытному диагносту порой достаточно одной пробной поездки, чтобы наметить пути устранения неисправности. Современные АКП оснащены электронными блоками управления с самодиагностикой, и все ошибки, связанные с неисправностями коробки, записываются в память. Для их считывания необходим сканер. Он же позволяет в режиме реального времени контролировать параметры АКП, так что в пробную поездку лучше отправиться вдвоем. Один подбирает режимы работы автомобиля, второй контролирует параметры по дисплею сканера.

    Наиболее полная информация из блока управления АКП доступна дилерским сканерам, что естественно: «официалы» не хотят упускать выгоду, отдавая клиентов на сторону. Если ЭБУ оснащен передовой системой самодиагностики, дело упрощается. Информация лишней не бывает, а дополнительные коэффициенты адаптации исполнительных механизмов облегчают поиск неисправности. Диагност должен хорошо представлять, как работают АКП, знать их характерные особенности и болячки. Но для современного автомата этого уже мало. Нужно разбираться и в системе управления двигателем, ведь он связан с АКП - и его неисправность может повлиять на совместную работу агрегатов. Например, давление масла в контуре, который сжимает фрикционы, на ряде автомобилей зависит от параметра «нагрузка на двигатель», а он может быть занижен из-за неисправности датчика массового расхода воздуха. В результате - давление ниже нормы, фрикционы буксуют и сгорают. Если диагност не выявит этот дефект, коробку можно ремонтировать бесконечно.

    Но даже современная электроника не всесильна. Нередко, проверяя память контроллера, диагност не находит ошибок, а с АКП не все в порядке. Здесь важна квалификация: какое решение примет специалист? Конструкторы постоянно совершенствуют АКП, меняя алгоритм работы, добавляя все новые датчики и исполнительные механизмы. Любой сбой в этой цепочке заставляет бывалого мастера помучиться. Не всегда документация по ремонту поспевает за конструкторскими новинками - механикам приходится самим разбираться в гидравлических хитросплетениях. А здесь возможны неожиданности. Порой полезные датчики оказывают специалистам медвежью услугу. Так, коробки концерна PSA получили датчик давления масла, которое можно проконтролировать с помощью сканера. От проверки манометром, подсоединяемым к контрольному отверстию, резонно отказались. Но появилась другая головная боль! Контроллер чутко следит за давлением и даже при небольшом снижении поднимает панику, зажигая контрольную лампу. Между тем, в начале движения на холодном двигателе с небольшой постоянной скоростью это возможно: при блокировании гидротрансформатора давление слегка падает. Когда двигатель прогреется, повторить эффект в сервисе не удается. Более того, он проявляется не на всех однотипных автомобилях. Если механик с проблемой не знаком, ему не позавидуешь. Дефект устраняется заменой электромагнитных клапанов.

    Иногда электроника подкидывает более сложные задачки. Черепашья скорость движения в городе плюс многочисленные пробки не только раздражают водителя, но и сказываются на электронной начинке АКП. Она перегревается и начинает ошибаться, заставляя механизм переключения беспорядочно переходить с I передачи на II и наоборот. Как только автомобиль вырывается из плена, дефект исчезает. Иногда хозяину не нравится и работа исправной АКП. Причина в том, что алгоритм управления рассчитан на среднестатистического водителя - он не может удовлетворить всех! Так, «спортивная» езда с чередующимися разгонами и резкими торможениями провоцирует нелогичные переключения, сопровождаемые толчками, клевками, рывками. Надо менять манеру вождения. Или автомобиль.

    Крутящий момент от двигателя к АКП передается через гидротрансформатор. В случае поломки муфты свободного хода реактора процессы перетекания масла с насосного колеса на турбинное нарушаются, крутящий момент, передаваемый на АКП, падает и автомобиль разгоняется медленно. Износ упорного подшипника, если селектор АКП находится в положениях D, R, 1, 2, 3, сопровождается повышенным шумом. Исключения - P и N. А такой износ подшипников, когда лопатки насосного колеса начинают цепляться за лопатки турбинного, просто недопустим - они загибаются.

    При ремонте АКП гидротрансформатор принято вскрывать для дефектовки. Для этого его устанавливают на токарный станок - и корпус по сварочному шву разрезают пополам. Сборка трансформатора - прерогатива высококвалифицированного механика! В частности, нужно с ювелирной точностью отрегулировать зазоры подшипников и в завершение работы правильно сварить половины корпуса. В противном случае очередной ремонт не за горами.

    Итак, если правильно обращаться с автоматом, а неисправности устранять вовремя, и за рулем будет комфортно, и семейный бюджет сбережете!

    За рулем 02-2008

    Эксплуатация коробки автомат