Главная
  • Вариатор
  • Надежность вариатора


    Надежность вариатора


    Надежность вариатора


    Надежность вариатора

    Автомобили с вариатором легко было бы отличить по табличке «CVT», но автопроизводители часто ею пренебрегают. Тягу к знанию можно утолить, лишь заглянув под капот, - такое обозначение обязательно есть на масляном щупе самого агрегата как напоминание об особых требованиях к его маслу.

    Ведущий шкив своеобразным клиновым «ремнем» приводит во вращение ведомый. Ремень, в отличие от привычных нам, толкающий и набран из стальных пластинок. Впрочем, существуют вариаторы, где вместо ремня цепь. Каждый шкив состоит из двух конусов, обращенных вершинами друг к другу и способных сближаться или расходиться. Возникающие в контакте силы трения передают полную мощность двигателя даже с запасом.

    Работой вариатора заведует электронный блок управления, связанный с контроллером двигателя и следящий за его режимами - оборотами и т.д. У электронного блока вариатора своя встроенная система самодиагностики. При неисправности она зажжет на панели приборов предостерегающий символ.

    Иные фирмы в руководстве по эксплуатации оговаривают возможность буксировки автомобиля с неисправным вариатором. Двигатель должен работать, приводя масляный насос вариатора, чтобы трущиеся детали не остались без смазки. (Как убедиться в исправности насоса, сказано ниже.) Однако некоторые специалисты по ремонту трансмиссий возражают против буксировки - только эвакуатор!

    Условия работы ремня (цепи) в контакте со шкивами тяжелые, масляное голодание недопустимо, поэтому за уровнем нужно следить. Найти щуп в моторном отсеке нетрудно - рукоятка с надписью «CVT» обычно ярко окрашена. Уровень масла проверяют при работающем двигателе на горизонтальной площадке. Рычаг вариатора должен находиться в положении Р либо N в зависимости от марки автомобиля - это оговорено в руководстве по обслуживанию. Если книжки нет, взгляните на щуп внимательней - часто на нем есть шпаргалка с указанием условий проверки. Либо свяжитесь с дилером.

    Доливать следует лишь масло с маркировкой CVT. Об ATF забудьте - жидкости несовместимы! Более того, даже среди масел CVT есть марки, которые нельзя смешивать. Чтобы исключить ошибки, в них добавляют красители. Например, для вариаторов «ниссанов» масло с маркировкой NS1 розовое, a NS2 - желтое.

    Если уровень масла при работающем двигателе такой же, как при заглушённом, то неисправен масляный насос либо его привод. С отказавшим насосом автомобиль обездвижен, ведь все управление вариатором завязано на гидравлику.

    Вредны вариатору и «спортивные» старты - резко ускоряется износ торцов у пластин наборного ремня или осей цепи и шкивов. Ремень на шкивах должен плавно менять свое положение, но из-за канавок и задиров его может закусывать, отчего автомобиль на ходу дергается. При интенсивном разгоне этого не почувствуешь, но при неторопливом будет заметно. Так неисправность и определяют.

    Сближает или разводит конусы шаговый электромотор - по команде контроллера он двигает шток гидроблока. Если шток, а с ним и шкивы зависнут, скорость машины будет зависеть только от оборотов двигателя. Когда это регулярно повторяется, нужен срочный ремонт, иначе потом цена его существенно вырастет. При износе ремня страдают и шкивы, поэтому опытные ремонтники меняют детали комплектом. Цена его, например, на автомобиль «Ниссан-Примера» -примерно $2500.

    В цепных вариаторах («Ауди») вместо ремня работает цепь - естественно, тянущая, но не такая, как на велосипеде или мотоцикле: она передает мощность скошенными торцами осей звеньев, трущимися о конусы шкивов. Каких-либо решающих преимуществ или недостатков у цепи в сравнении с ремнем нет, а владельцу это и вовсе безразлично - главное, чтобы вариатор исправно работал.

    Наибольшее распространение вариаторные трансмиссии получили в Японии, откуда впервые пришли к нам на подержанных машинах. Отличительных табличек на них часто не было - иной покупатель и не подозревал о том, что обзавелся столь продвинутым транспортным средством!

    Покупая неновый автомобиль с вариатором, будьте готовы к его возможному ремонту. Ресурс вариатора около 200 тыс. км пробега, и у каждой новой модели становится все больше. Если водитель соблюдал правила эксплуатации, разрушение пластинчатого ремня возможно лишь при пробеге сверх ресурса - из-за накопившейся усталости стальных лент, поддерживающих пластины. Но убить вариатор можно и гораздо раньше, если, например, буксуя в грязи, нервно перебрасывать селектор из D в R и обратно. Первыми не выдерживают издевательства те самые ленты - вытягиваются, зазоры между пластинами ремня увеличиваются. А усилие сжатия конусов очень большое, так что неправильно расположенную пластину они выдавят легко. В итоге ремень разрушится.

    В этом случае буксировать машину не рекомендуют: рассыпавшийся ремень способен повредить контактные поверхности шкивов и зубья шестерен. Экономия на эвакуаторе обернется покупкой не только дорогостоящего комплекта шкивов (35-40 тыс. руб.) и ремня (18-20 тыс. руб.), но зачастую и более дефицитных деталей, которые придется заказывать.

    Опытный механик по состоянию рабочих поверхностей пластин определит путь поиска неисправности. Если на кромках пластин сохранились наклонные насечки, ремень не проскальзывал, давление в полостях управления шкивами в норме. Если же видны крупные задиры с заусенцами, то, скорее всего, давление в системе снижено. Возможных причин тому много, начиная с неисправности насоса и заканчивая износом уплотнительных колец шкивов.

    Ремень можно повредить и даже порвать, если при быстром движении машины откажет датчик скорости. Потеряв его сигнал, блок управления быстро сдвинет шкивы в среднее положение -переведет вариатор в аварийный режим. А это означает интенсивное торможение двигателем. При такой перегрузке стальные ленты деформируются. Увы, датчик скорости на основе эффекта Холла (с тремя выводами) и поныне не блещет надежностью. Конечно, если он откажет на средней скорости, риск перегрузки ремня минимален. Такие отказы нередки, поэтому после покупки подержанного автомобиля датчик скорости лучше сразу заменить новым, благо разбирать вариатор не придется - датчик закреплен на корпусе, снаружи. Цена его около 3500 рублей.

    Убить ремень случается и на малой скорости. Например, если при парковке задним ходом неосторожно удариться колесами в высокий бордюр, ремень получит слишком сильный импульс в обратном направлении - и будет поврежден.

    Отказ другого, более сложного электротехнического устройства - шагового электромотора приведет к менее печальным результатам: движению с постоянной скоростью. Но и это не обрадует вас. Ранние модели электромоторов на автомобилях «Ниссан» отказывали в основном из-за обрыва обмотки. После доработок механики об этом дефекте на несколько лет забыли, но впоследствии картина повторилась, - возможно, на машины попали моторы из случайно сохранившейся старой партии.

    О неисправностях датчиков, следящих за системой, и исполнительных устройств подскажет встроенная система самодиагностики. При поломке любого из них она переводит вариатор в аварийный режим до устранения неисправности.

    Замена масла предусмотрена инструкцией через каждые 60 тыс. км пробега, но наши механики рекомендуют менять его вдвое чаще. Фильтр рассчитан на весь срок службы, при ремонте ставят новый. Правда,, находятся мастера, которые вскрывают фильтр, промывают и затем склеивают. Навар аж 800 рублей! Но обеспечить герметичность стыка сложно - и, пропуская воздух, «восстановленный» фильтр снижает давление масла в системе. Последствия неутешительные (см. выше).

    Опыт показал также, что вариаторы не любят быстрой езды. На скорости, в частности, у них интенсивно изнашиваются подшипники валов, заявляя о надвигающейся беде недвусмысленным гулом.

    Купить основные запчасти к вариатору для популярного «Ниссана-Примера» не проблема, хотя ассортимент не так широк, как хотелось бы, а ждать некоторые детали придется долго. Для подобного агрегата кроссовера «Ниссан-Мурано» новых запчастей в продаже не сыщете. При поломке вся надежда на бэушные детали либо на агрегат в сборе, снятый с аварийного автомобиля. Система управления этим вариатором более современная, она не позволяет ремню проскальзывать на шкивах - при необходимости попросту ограничивает мощность двигателя. Но не думайте, что это позволит эксплуатировать машину, не ремонтируя. Крутые подъемы, рыхлый песок под колесами и т. п. будут ей просто не по силам. Поэтому если на «Мурано» динамика разгона резко ухудшилась, то виновник здесь не обязательно двигатель. Часто причина вялости машины кроется в вариаторе и его «помощниках».

    Справка

    Перед покупкой подержанного автомобиля, особенно недешевой иномарки, стоит познакомиться с ее конструктивными особенностями. Иначе кот в мешке может сильно разочаровать. Например, перед продажей машины продавец зачастую корректирует показания одометра, а определить истинный пробег ни по внешнему виду, ни по результатам пробной поездки обычно не удается.

    Правда, на автомобилях 2006 года выпуска и более свежих изменить показания намного сложней. Дело в том, что информация о пробеге хранится в нескольких электронных блоках управления и вмешательство приводит к уничтожению другой важной информации, например к стиранию меток иммобилайзера. Двигатель в этом случае не запустится, и пробудить его будет крайне сложно. Попытка обмануть клиента такому продавцу обходится дорого.


    Надежность вариатора


    Надежность вариатора

    За рулем 11 - 2008

     
    Hosted by uCoz