Пожалуй, в автомобиле нет больше ни одной системы, которая с течением времени изменилась бы так сильно, как трансмиссия. Например, современные автоматы позволяют экономить топливо эффективнее, чем механические коробки передач. Совсем недавно такое считалось немыслимым, но технический прогресс внес свои коррективы.
Теперь даже производители утилитарных автомобилей все чаще предлагают автоматическую трансмиссию. Добиться меньшего расхода топлива позволили три основных фактора: электронное управление коробкой, возросшее число ступеней и применение сцеплений или гидротрансформаторов, способных не тратить энергию впустую. Последний аспект может не прийтись по вкусу консерваторам, которые критикуют новые типы коробок за меньшую плавность работы. Но этот недостаток в большинстве современных гидротрансформаторов с лихвой компенсируется экономичностью и лучшей связью мотора с колесами. Последнее означает более высокий уровень безопасности и более предсказуемые отклики автомобиля на изменение тяги.
Кроме того, некоторые тесты показывают, что восьмидиапазонная автоматическая трансмиссия позволяет снизить расход на 6% по сравнению с шестидиапазонной, которая в свою очередь расходует на 8% меньше, чем пятидиапазонная, которая на 10% экономичнее старых четырехдиапазанных автоматов.
Давайте рассмотрим основные преимущества и недостатки четырех типов автоматических
трансмиссий. При этом, естественно, не будем забывать, что каждая из них
лучше или хуже сочетается с определенным двигателем.
Пора развеять некоторые мифы. Жизнь не стоит на месте, и техника совершенствуется семимильными шагами. Вы узнаете, что, в отличие от прежних, автоматические трансмиссии сегодня...
1. НЕ РАСХОДУЮТ БОЛЬШЕ ТОПЛИВА, ЧЕМ «МЕХАНИКА»
Мы предпочитаем говорить не о заявленных цифрах, а о реальных. Современные автоматические трансмиссии благодаря большому количеству ступеней и техническому совершенству позволяют тратить меньше топлива, чем механические, при условии, что вы не зациклены на экономичной езде.
2. НЕ МЕНЕЕ НАДЕЖНЫ
Срок службы автоматической трансмиссии при правильном обращении такой же, как у «механики», а обслуживание сведено к минимуму. Главная проблема - дорогой ремонт.
3. НЕ ВЫЗЫВАЮТ СТРЕССА
По данным медицинских исследований у водителя автомобиля с автоматом сердце бьется реже (и лишь немного чаще, чем у пассажиров) по сравнению с сердцем человека, управляющего автомобилем с МКП.
4. НЕ РАБОТАЮТ МЕДЛЕННЕЕ
Время разгона до 100 км/ч не очень показательно в реальных условиях. Испытатель, безжалостно выжимая из автомобиля максимум возможного, конечно же, переключается быстрее, чем обычный водитель. Но в жизни важнее ускорение сходу (например, от 70 до 120 км/ч), и в таких режимах автоматическая трансмиссия, безусловно, вне конкуренции.
5. НЕ ВСЕ ОДИНАКОВЫ
В будущем различия между типами коробок будут нивелироваться, но сегодня они довольно существенные. Цена, расход топлива, мягкость переключений - разброс свойств пока еще велик.
Обслуживание
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ СРОК СЛУЖБЫ
Прежде всего прочитайте инструкцию по эксплуатации.
На подъеме удерживайте автомобиль тормозами, а не газом.
Избегайте резких стартов сразу после пуска двигателя и включайте стояночный
тормоз перед тем как перевести селектор в положение «Р».
Не будет лишней замена масла раз в четыре года, даже если производитель заявляет, что это не требуется.
Каждый год проверяйте уровень масла
По возможности докупайте гарантию на более продолжительный срок.
Вначале был автомат
Обязательный ранее гидротрансформатор теперь стали заменять более эффективными «мокрыми» многодисковыми муфтами (справа). Если предусмотрено хотя бы шесть диапазонов, АКП гарантирует ком-
форт, хорошую динамику и низкий расход. Отлично сочетается с двигателями большого объема, но не так хорош для маленьких моторов, которые намного эффективнее в паре с роботизированными коробками.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Высокая плавность езды и мягкость переключений.
• Если предусмотрено хотя бы шесть диапазонов, расход в загородном цикле такой же, как на автомобиле с механической коробкой передач.
НЕДОСТАТКИ
• В городе расход топлива вырастает на 20-30% по вине гидротрансформатора, который допускает высокие потери.
НОВШЕСТВА
• Сейчас уже появились восьмидиапазонные АКП и автоматы, использующие более эффективные «мокрые» многодисковые муфты вместо гидротрансформатора.
Вариатор (CVT)
Большая ошибка считать их простым типом трансмиссии: для создания долговечного и экономичного вариатора требуются технологии очень высокого уровня.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Гарантируют самую высокую плавность работы (переключения в привычном понимании отсутствуют). 8 Позволяют двигателю всегда работать на оптимальных оборотах.
НЕДОСТАТКИ
• При интенсивном разгоне мотор подолгу «зависает» на высоких оборотах. Возникает ощущение, что трансмиссия пробуксовывает.
НОВШЕСТВО
• Долговечность и надежность прогрессируют с каждым годом, равно как и программы управления. Совершенствуется сочетание шкивов с металлическим ремнем.
Коробка с двойным сцеплением
Такой тип трансмиссии все острее конкурирует с простыми роботами (по сравнению с ними работает мягче и плавнее) и с классическими АКП (в отличие от них, гарантирует экономию топлива в городе). Причем еще в большей степени, если сцепления сухого типа, а не «мокрого». Это главная инновация последних лет. В октябре появится коробка с двумя сцеплениями, разработанная FIAT Powertrain, которая будет предлагаться для многих моделей итало-американского концерна.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Невысокий расход топлива, в том числе в городе, особенно в случае со сцеплением сухого типа.
• Более высокая плавность движения по сравнению с роботами, особенно если сцепление «мокрое».
НЕДОСТАТКИ
• Сцепление сухого типа не может передавать настолько же высокий крутящий момент, как сцепление
в масляной ванне.
НОВШЕСТВО
• Становится все больше производителей, предлагающих коробки с двойным сцеплением, и все больше моделей, которые можно оснастить ими. Следовательно, снижается цена агрегата.
Роботизированная коробка
Робот обходится дешевле остальных типов трансмиссии (производителям, но не покупателям) и гарантирует самый низкий расход (если пользоваться автоматическим режимом, а не переключаться вручную с помощью подрулевых лепестков или рычага селектора). Это отличное решение для суперкаров и утилитарных автомобилей.
ПРЕИМУЩЕСТВА
• Самая дешевая в производстве.
• Самая простая и эффективная. Позволяет расходовать меньше топлива, чем обычная «механика».
НЕДОСТАТКИ
• Невысокая плавность движения в городе, особенно в сочетании с турбомоторами маленького объема на тяжелых автомобилях.
НОВШЕСТВО
• Появляются доработанные версии, способные переключаться быстро
и своевременно благодаря более совершенной электронике, механике и гидравлике.
|