|
На рынке расходных материалов формируется новый
сегмент – фильтры для АКПП. Начиная с конца 90-х
годов все большая доля автоматических трансмиссий
комплектуется фильтрами трансмиссионной жидкости.
Рынок этих комплектующих
находится сейчас в стадии
развития. Если судить по
высказываниям на автомобильных блогах и интернет конференциях, то у владельцев «свежих» и
не слишком популярных японских
моделей возникают сложности с
поиском фильтров для АКПП. На
некоторые позиции сложно найти
дубликатные фильтры, и владельцам приходится использовать не
дешевые оригинальные расходные материалы.
А широк ли рынок?
Прежде чем говорить о перспективах продаж фильтров для АКПП,
нам предстоит определиться в
терминах. Еще года три-четыре
назад массовый потребитель слыхом не слыхивал о каких либо
фильтрах в автоматических коробках, которые следует менять
при каждой смене трансмиссионной жидкости. Разве что владельцы редких в то время Mitsubishi и
Subaru знали, что на их автомобилях в АКПП стоит сменный фильтр
(похожий на простой масляный
фильтр), который следует менять
после замены ATF. То было благодатное время, когда трансмиссионная жидкость была всего двух
видов – Dexron и Type T IV. Сегодня же каждый владелец достаточно свежего автомобиля после покупки первым делом старается
выяснить: какую ATF следует использовать при замене и нужно ли
менять фильтр в коробке.
Фильтры стоят практически во
всех автоматических трансмиссиях. Но далеко не везде их следует
менять при обслуживании АКПП. В
частности, на автомобилях середины 90х годов в большинстве
своем шли АКПП с металлически
ми сеточками, которые и выполняли роль фильтров. Сейчас доля
японских автомобилей со сменны
ми фильтрами АКПП растет. На
большинстве Toyota с 199899 годов стоят АКПП с фетровыми
фильтрами, которые уже следует
менять при каждой смене трансмиссионной жидкости.
В отличие от Toyota, на автомобилях Subaru и Mitsubishi начала
2000х годов выпуска по прежнему
стоят обычные сменные фильтры
АКПП, который автовладелец может заменить даже своими руками. А вот Honda, как обычно, пошла своим собственным путем (чего
еще ждать от производителя, у которого даже мотор крутится в другую сторону…).
На некоторых АКПП Honda
встречается такая комплектация:
один фильтр установлен внутри агрегата, а другой – снаружи. В этом
случае меняется только наружный
фильтр, а ATF меняется без использования промывочных жидкостей, чтобы не забить внутренний фильтр.
При этом многие универсальные
станции в принципе не знают о существовании внутреннего фильтра и меняют трансмиссионную
жидкость с применением промывочных жидкостей, что нередко
приводит к поломке агрегата. В то
же время на большинстве современных автомобилей (начиная с
2004 года выпуска) производитель
не предусматривает замену трансмиссионной жидкости, а следовательно, и фильтра, в течение всего
срока службы автомобиля.
По всей видимости, производитель закладывает для трансмиссии ресурс в 100150 тыс. кило
метров пробега, по истечении которого трансмиссия должна меняться целиком. На практике не
которые АКПП выходят из строя
сразу по истечении гарантийного
срока, и их владельцы становятся
клиентами трансмиссионного
сервисцентра, поскольку дилерский сервисцентр предлагает
только замену агрегата, что по
стоимости очень невыгодно для
автовладельца.
Производители
Сегодня на рынке представлено
множество фильтров для АКПП в
самых разных ценовых категориях
и от разных производителей. Это и
оригинальные расходные материалы, и продукция независимых производителей. Если говорить о
сменных наружных фильтрах на
автомобили Subaru и Mitsubishi, то
их выпускают традиционные производители автомобильных фильтров. Правда, не все.
Сегмент рынка очень узкий, со
ответственно не все производите
ли фильтров, в принципе считают
целесообразным заниматься их
производством. В Японии фильтры для АКПП выпускают лишь
Sakura и Micro, в то время как та
кой признанный японский гигант
как VIC не занимается выпуском
фильтров для АКПП.
Аналогичные фильтры на трансмиссии европейского производства выпускают также крупные европейские производители. К примеру – SCT.
Совсем другую ситуацию мы
наблюдаем в сегменте специализированных «фетровых» фильтров для АКПП. Их производство
сосредоточено на других пред
приятиях. «Дубликаты» производятся несколькими предприятия
ми Северной Америки.
Что же касается вариаторных
трансмиссий, а также коробок, на
которых замена трансмиссионной
жидкости не предусмотрена автопроизводителем, владельцы таких автомобилей будут вынуждены покупать только оригинальные
фильтры АКПП. «Дубликатов»
для данных трансмиссий на нашем рынке пока нет, и, по мнению
директора компании Cansy, вряд
ли они появятся в обозримом будущем. То же самое касается и
владельцев автомобилей Honda.
В целом, участники рынка отмечают, что о каком либо дефиците
фильтров АКПП говорить не приходится. Единственная особенность данного сегмента рынка
расходных материалов состоит в
том, что их невозможно купить в
обычном автомагазине. Продажей занимаются либо специализированные трансмиссионные
сервисцентры, либо такие же
специализированные торговые
точки. Ведь чтобы в полной мере
удовлетворять запросы широкого
круга автовладельцев, приходит
ся держать в наличии очень широкий ассортимент фильтров, а
спрос на них не так уж и высок.
Это не масляный или воздушный
фильтр, который меняется каждые 710 тыс. километров на всех
автомобилях, без исключения.
Интервал замены составляет 25
40 тысяч километров. А самая
главная проблема заключается в
том, что в обычном автомагазине
продавец никогда не сможет точно сказать, какой именно фильтр
стоит в трансмиссии конкретного
автомобиля. По VIN коду либо по
номеру кузова можно будет узнать только номер оригинального
фильтра АКПП. А вот каталогов
от независимых производителей
фильтров для АКПП, по которым
можно было бы подобрать фильтр
для автомобиля зная, к примеру,
только оригинальный номер этой
детали, наверное, нет.
Каталоги применяемости фильтров АКПП предлагают лишь американские производители, такие
как ALTO и прочие. Но у этих компаний есть одна существенная
проблема. Они очень слабо охватывают японский автопарк. В ас
сортименте американских производителей можно найти лишь
расходным материалы на автомобили, которые эксплуатируются
на американском рынке. Это подавляющее большинство европейских марок и значительная
часть японцев с левым рулем. Но
очень часто на японских автомобилях американского производства стоят совсем другие трансмиссии, и подобрать фильтр на
тот же самый автомобиль, собранный в Японии, по американскому каталогу не представляется возможным.
Впрочем, продавцы автозапчастей и не претендуют на данный
сегмент рынка. Сегмент фильтров
АКПП очень узкий. Объемы продаж в сравнении с масляными и
воздушными фильтрами невелики.
Многие полагают, что производство и продажа фильтров для
АКПП – это удел специализированных компаний
Сервис
Несмотря на то, что доля автомобилей со сменными фильтрами
АКПП сегодня довольно велика,
далеко не все универсальные
станции экспресс обслуживания
оказывают услуги по замене этих
расходных материалов. Многие
представители сервисной сферы
по прежнему не знают, на каких
автомобилях установлен сменный
фильтр АКПП, и уж тем более –
какой фильтр устанавливается в
ту или иную коробку. И все же ситуация постепенно меняется в
лучшую сторону.
На ряде станций, которые занимаются заменой ATF, уже столкнулись с тем, что клиенты после за
мены трансмиссионной жидкости
возвращаются с проблемой в коробке. Ремонт АКПП – дорогое
удовольствие, и никому не хочется
делать его за собственный счет.
Соответственно, специализированные компании уже отмечают
растущее количество обращений
со стороны специалистов из универсальных автосервисов по по
воду приобретения сменных фильтров для АКПП.
|
|