Эксплуатационные режимы работы трансмиссий с АКПП |
||
Основные режимы АКПП статьи: |
Несмотря на то что в АКПП переключение передач происходит автоматически, водителю все-таки предоставлена возможность вмешиваться в работу системы управления и выбирать тот режим движения, который необходим для данных внешних условий движения автомобиля. Для этого в системе управления предусмотрен ряд специальных режимов, которые водитель может выбирать при определенных условиях движения. Эти режимы практически для всех автомобилей одинаковы, но при этом каждая модель имеет некоторые особенности. Диапазоны работы АКПП Для управления автоматической трансмиссией в салоне установлен рычаг выбора диапазона работы коробки передач, который может быть установлен в полу между креслами водителя и пассажира или на рулевой колонке. Этот рычаг, как правило, тросом соединен с клапанной коробкой, и с его помощью водитель имеет возможность изменять кинематический диапазон работы АКПП. Напомним, что кинематическим диапазоном коробки передач называется отношение максимального передаточного отношения i-max к минимальному значению передаточного отношения i-min коробки передач: d=i-max/i-min Помимо рычага выбора диапазона в салоне для задания специальных режимов работы коробки передач имеется один или несколько переключателей. Как правило, информация о режиме работы трансмиссии отображается с помощью световых индикаторов. Рычаг выбора диапазона работы коробки передач имеет несколько положений, которые в зависимости от марки автомобиля могут иметь буквенное или цифровое обозначение. Количество этих положений может быть также различным, но на всех автомобилях обязательно имеются положения «Р», «R» и «N». Позиция «Р» предназначена для установки в нее рычага выбора диапазона для случая длительной стоянки автомобиля. В этом положении в коробке выключены все элементы управления, а ее выходной вал заблокирован, поэтому движение автомобиля невозможно. Переводить рычаг в эту позицию допустимо только при полной остановке. Перевод рычага в позицию «Р» во время движения категорически запрещен, поскольку может привести к поломке коробки передач. Позиция рычага выбора диапазона «R» предназначена для включения передачи заднего хода. Установка рычага выбора диапазона в эту позицию допустима только при полностью остановленном автомобиле, в противном случае в трансмиссии возникнут значительные перегрузки деталей, и она выйдет из строя. Позиция «N» соответствует нейтрали. При этом в АКПП выключены либо все элементы управления, либо включен только один, что не обеспечивает жесткую кинематическую связь между ее ведущим и ведомым валами. Механизм блокировки выходного вала в этом случае выключен, т.е. автомобиль может свободно перемещаться. Для автомобилей, оборудованных четырехскоростными коробками передач, рычаг выбора диапазона имеет, как правило, четыре положения для движения вперед: «D», «3», «2» и «1». В некоторых моделях автомобилей диапазон «1» обозначается латинской буквой «L». На диапазоне «D» обеспечивается автоматическое переключение с первой по четвертую передачу. При нормальных условиях движения рекомендуется использовать именно этот диапазон. Для большинства автомобилей включение диапазона «D» не предполагает использование режима торможения двигателем. При установке рычага выбора диапазона «3» разрешено движение на первых трех передачах, т.е. включение четвертой (повышающей) передачи запрещено. Этот режим рекомендуется использовать при движении в городских условиях и по холмистой дороге. На диапазоне «2» в АКПП разрешено включение первой и второй передач. Его использование рекомендуется при движении по горным дорогам, когда движение с большой скоростью не рекомендуется из соображений безопасности. Кроме того, этот режим следует использовать во время буксировки прицепа или другого автомобиля. Для большинства автомобилей на этом диапазоне обеспечивается режим торможения двигателем. Установка рычага выбора диапазона в положение «1», как правило, запрещает производить в коробке передач какие-либо переключения, т.е. движение возможно только на первой передаче. На этом диапазоне также реализуется режим торможения двигателем. Диапазон «1» рекомендован для движения по крутым спускам. На некоторых моделях автомобилей разрешение использования повышающей передачи осуществляется с помощью специальной кнопки «OD». Если она находится в утопленном состоянии и рычаг выбора диапазона установлен в положение «D», то переключение на повышающую передачу разрешено. В противном случае включение этой передачи запрещено. Состояние системы управления в этом случае отражается с помощью индикатора «О/D OFF». В случае разрешения использования повышающей передачи индикатор не горит, а при запрете загорается. Для всех автомобилей с АКПП существует одно правило: двигатель можно заводить только при условии установки рычага выбора диапазона в положение «Р» или «N». Во всех остальных случаях двигатель заводиться не должен. Если это происходит, то, значит, в системе управления возникла какая-то неисправность, и дальнейшая эксплуатация автомобиля небезопасна. Перед началом движения необходимо выжать педаль тормоза, перевести рычаг выбора диапазона в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно начать движение. При случайном переключении во время движения рычага выбора диапазона в положение «N», прежде чем вернуть его в нужное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до оборотов холостого хода. При кратковременных остановках, например у светофоров, переводить рычаг выбора диапазона в положение «N» не рекомендуется. Необходимо удерживать автомобиль на месте с помощью ножного тормоза, отпустив при этом педаль управления дроссельной заслонкой. Перевод рычага из положения движения в «N» и обратно при каждой остановке приводит к лишнему включению и выключению фрикционных элементов, что отрицательно сказывается на их долговечности. При остановке на длительное время на горизонтальном участке достаточно перевести рычаг выбора диапазона в положение «Р», хотя для страховки можно использовать и ручной тормоз. Если дорога имеет уклон, то сначала следует затянуть ручной тормоз, а затем уже перевести рычаг выбора диапазона в положение «Р». Благодаря этому уменьшается нагрузка на механизм блокировки выходного вала коробки передач. |
|
"Автоматические коробки передач" С.А. Харитонов 2003 г |