АКПП словарик |
||
Некоторые понятия. ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО ПЕРЕДАЧА ПОНИЖАЮЩАЯ ПЕРЕДАЧА ПОВЫШАЮЩАЯ ПЕРЕДАЧА ПРЯМАЯ ATF |
КЛАССИЧЕСКИЕ АВТОМАТЫ
К ним причисляют коробки с гидротрансформаторами и набором планетарных передан. По конструкции агрегаты разных фирм схожи, однако производители изощряются в придумывании названий для них. ■ Hydra-Matic - так более полувека назад была названа одна из автоматических коробок, разработанная американской фирмой «Джи-Эм». Ее конструкцию впоследствии взяли за основу многие компании. Внутри первых "гидраматиков" скрывались лишь три передачи, в современных же по крайней мере вдвое больше ступенек ■ Tiptronic-первые автоматы с функцией ручного переключения передач, появившиеся в середине 90-годов прошлого века на автомобилях «Порше», «Ауди», "Фольксваген». Вскоре примеру этих производителей последовали конкуренты, и, естественно, каждый назвал коробку по-своему. Например, "Вольво" - Geartronic, Хонда - S-Matic, "Крайслер" - AutoStick. ■ Steptronic-автомат с ручным режимом переключения от БМВ. В 2003 году дебютировавшая тогда семерка, первой примерила 6-ступенчатую коробку. А год спустя «Мерседес-Бенц» нанес ответный удар - на S-классе появилась 7-ступенчатая 7G-Tronic. Рекордная же - восьмая ступенька покорилась «Тойоте». К сожалению, у этой коробки, установленной на седан «Лексус-LS460», нет названия, только строгий заводской индекс. РОБОТИЗИРОВАННЫЕ КОРОБКИ
Наиболее простые агрегаты в этой группе - обычные механические коробки с электрическими или гидравлическими приводами, выжимающими сцепление и переключающими передачи. Достоинство таких роботов - невысокая стоимость, недостаток - замедленные реакции на команды водителя и недостаточная плавность переходов. Этих минусов лишены дорогие роботы - коробки с двумя сцеплениями, отдельно для четных и для нечетных передач, или, как их еще называют, секвентальные (англ. sequence - последовательность). В таких агрегатах всегда включены две соседние передачи (например, первая-вторая или вторая-третья), но замкнуто только одно сцепление - и крутящий момент идет лишь на один вал, В нужный момент пер- вое сцепление размыкается, а второе замыкается - крутящий момент перетекает на другой вал, а механизм включения заранее подтыкает следующую передачу. Такой автомат не под силу опередить даже опытному водителю ни по быстроте переключения, ни по экономичности. ■ Easytronic- наиболее часто встречающееся у нас название Простых» роботизированных коробок. Местожительство - подкапотное пространство автомобилей «Опель». Основа робота - обычная 5-ступенча-тая механическая коробка, а работу левой ноги и правой руки водителя выполняют шаговые электродвигатели. Помимо автоматического, есть и ручной режим переключения передач. ■ Роботизированную 5-ступенчатую коробку 2-Tronic для "Пежо-207" французский концерн «Пежо-Ситроен» разработал совместно с фирмами "Бош" и «Сименс». Агрегат с таким же обозначением установлен и на модели с индексом 107, однако это творение японской компании «Тойота». Как две капли воды похожий робот, нареченный, что любопытно, MuItiMode, переключает передачи на «Тойоте-Айго». Откуда коробка у "Ситроена-С1" вы, наверное, догадались. А ее фирменное название - SensoDrive ■ Еще пара простых европейских моделей: "Рено" устанавливает на «Твинго» и «Клио» роботы Quickshift. Правда, в Россию французы такие машины не везут. А ФИАТ предлагает на нашем рынке «Панду» с агрегатом Dialogic ■ Зачинщиком повального увлечения коробками с двумя сцеплениями стал концерн "Фольксваген". Знаменитая DSG [DireKtschaltgetriebe. или Direct Shift Gearbox, или коробка с прямым переключением) впервые появилась в 2003 году на заряженном хэтчбеке «Гольф R32». Практически одновременно идентичный агрегат засветился на купе "Ауди-ТТ" - DSG для машин, увенчанных четырьмя кольцами, стали называть Stronic. Пару лет назад коробкам добавили еще одну передачу - 7-ступенчатые DSG способны не только экономить больше топлива, но и передавать крутящий момент свыше 500 Н.м. А самая свежая разработка - S tronic для полноприводных "ауди" с продольным расположением двигателя. Первым такую трансмиссию примерил Q5. ■ «Фольксваген» не обделил вниманием самое дорогое свое детище. Для суперкара «Бугатти-Вейрон» специально разработали 7-ступенчатую DCT (Dual Clutch Transmission - трансмиссия с двумя сцеплениями), рас считанную на гигантский крутящий момент свыше 1000 Н-м и перепрыгивающую со ступеньки на ступеньку всего за 0,2 с. ■ Поглядев неуспешные эксперименты земляков. «Порше» тоже изготовил коробку-робот, которая сначала появилась на любимчике - модели 911, а потом заслужила место и в шикарной "Панамере" . Разработчики не ломали голову над названием, коробку с двойным сцеплением так и окрестили, традиционно добавив имя фирмы: РОК (Porsche Doppelkupplungsgetriebe). ■ Компания «Мицубисил установила на кроссовер «Аутлендер XL» коробку Twin Clutch Sport Shift Transmission (спортивная трансмиссия с двойным сцеплением), уже обкатанную на "Лансере Evo». Естественно, 6-сту-пенчатый робот появился и на "братьях-близнецах". Агрегат "Ситроена С-Crosser" носит шифр DCS (Dual Clutch System - система с двумя сцеплениями). Также он называется у "Пежо-4007". ■ Шестистуленчатая коробка с двойным сцеплением на языке «Форда», "Мазды" и «Вольво» звучит одинаково: PowerShift ВАРИАТОРЫ
Они же бесступенчатые трансмиссии. Вариаторы, неполучившие собственного оригинального имени, обозначают общепринятой аббревиатурой CVT (Continuously Variable Transmission - непрерывно изменяющаяся трансмиссия). На автомобилях чаще всего встречаются клиноременные или клино-цепные вариаторы, которые плавно, без характерных толчков увеличивают и уменьшают передаточное отношение при помощи ведущих и ведомых шкивов, соединенных ремнем или цепью. Шкивы раздвигаются и сближаются, соответственно изменяются их рабочие диаметры, а вместе с ними и передаточное отношение. ■ Первый вариатор появился еще в конце XIX века, но на автомобили бесступенчатые трансмиссии стали устанавливать лишь в середине прошлого столетия. В конце 50-х коробкой Variomatic снабдили голландскую легковушку DAF 600. ■ Lineartronic дебютировал на по-следнем поколении "Субару-Легаси" и «Аутбек». По конструкции этот вариатор напоминает Multitronic (кстати, производитель тотже: фирма LuK) -ведущие и ведомые диски связывает цепь, только вместо «мокрого» многодискового сцепления, разрывающего при остановках связь между двигателем и вариатором, установлен гидротрансформатор. Еще одно характерное отличие от агрегатов "Ауди" -Lineartronic передает момент не на одну, а на обе оси. ■ Пару лет назад "Ниссан" разработал вариатор Xtronic. Одна из интересных конструктивных особенностей - планетарная передача на выходном валу, позволившая получить завидное передаточное отношение 7,3:1 а также уменьшить диаметры шкивов. В результате агрегат получился на 13 % легче предшественника. Кроме того, с вариатором Xtronic двигатель расходует меньше топлива ■ Multitronic-бесступенчатая трансмиссия для переднеприводных моделей «Ауди» с продольным расположением двигателя. Впервые этот вариатор засветился десять лет назад и с той поры пережил не одну модернизацию: ломимо нового «железа» и софта, появились спортивный и ручной режимы переключения передач. Самые современные «мультитроники», работающие на нынешних моделях А4 и А5. способны^переваривать крутящий момент до 400 Н.м. и, следовательно, меньше выбрасывает отработавших газов. ■ До недавнего времени "Тойота" устанавливала вариаторы только на модели, продающиеся на внутреннем рынке. Теперь такой чести удостоились и европейцы. На "Авенсисе" и RAV4 момент от двигателя передается через клиноременный вариатор Multidrive S. Предусмотрен и ручной режим, семь виртуальных передач можно отщелкивать селектором или кнопками на руле |
|