Главная
  • Вариатор
  • Неисправности вариатора

    Неисправности вариатора

    Ремонт и обслуживание вариаторов это особое направление деятельности, технически довольно сложное и мало кем сегодня на российском рынке автотехобслуживания освоенное. Ничего удивительного в этом нет, поскольку здесь используются другие технологии, материалы и автокомпоненты, нежели в традиционных АКПП. В связи с этим от мастера требуется высокий профессиональный уровень и хорошая подготовка.

    Как отмечают представители АТЦ RS-Customs, с технологической точки зрения ремонт вариатора не отличается от процесса ремонта АКПП, но поскольку CVT - это более сложное устройство, чем АКПП, подходить к выполнению операций необходимо гораздо более вдумчиво и внимательно.

    Основываясь на своем опыте специалисты GDT-Service говорят о том, что основной проблемой вариаторов Multitronic Audi является перегрев как электрон- ного блока, так и механической части: конусов и цепи. Начинаются неполадки в электронном блоке - возникают и сбои в гидравлическом управлении, в результате повышается температура масла - происходит перегрев ЭБУ, он дает сбой за сбоем, температура масла возрастает, в итоге совершенно неисправный агрегат.

    У вариаторов Nissan тоже есть типичные «болячки». Самой первой моделью появившейся на российском рынке стал Murano с CVT RE0F09A. Ввиду большой массы автомобиля и наличия мощного двигателя ресурс данного вариатора лишь около 150 тыс. км. Первые признаки неисправности проявляются в поддергивании КПП. Если затянуть с диагностикой и ремонтом спасти ленту и конуса будет уже невозможно.

    Сотрудниками GDT-Service был определен практически стандартный набор восстановления для этой CVT: вариаторная лента, конуса, масляный насос, прокладочный ремкомплект, ремонт гидротрансформатора, гидроблока, масляный фильтр и еще некотрых мелочей. После выполнения всех необходимых операций коробка прослужит еще практически столько же, при бережной эксплуатации.

    Вариатор на Teana V6 3.5L в целом такой же, как и на Мигапо. Слегка другое исполнение корпуса. Проблемы те же, но исправно ходит практически столько же, поскольку, несмотря на меньшую массу машины и передний при- вод, относятся к ним недостаточно внимательно и «насилуют» по полной. Поэтому ремонт вариатора на Теапа 3.5 такой же, как и на кроссовере, разве что коробку снимать проще.

    В свою очередь в техцентре «АКПП» указывают на то, что частые поломки вариаторов Nissan CVT, выявленные при ремонте, связаны с износом ведущего и ведомого валов (поддаются восстановлению при не сильном износе), а также приводного ремня (цепь), который подлежит только замене на новый.

    Причины подобных поломок банальны - несвоевременная замена масла и фильтра в коробке. Мелкая металлическая стружка и фрикционная пудра с дисков, не задержанная масляным фильтром, попадает в блок клапанов управления вариатора CVT и затрудняет работу электромагнитных клапанов. Также возможно заклинивание редукционного клапана масляного насоса.

    Для того чтобы избежать описанных выше проблем, нужно менять масло и фильтр в коробке каждые 30 000 км пробега. Каждые 70 000 км пробега необходима замена пошагового электромотора и 2-х датчиков скорости вращения валов вариатора CVT

    Кстати, многие нюансы в ремонте и обслуживании вариаторов обусловлены конструктивными отличиями агрегатов, выпущенных различными автопроизводителями. В сегменте CVT эти отличия имеют куда большее значение, нежели при обращении с традиционными «автоматами». В частности, как справедливо замечают в «Центре Автоматических Трансмиссий», каждая автомобильная компания подгоняет клиноременные вариаторы под свою концепцию. Например, Audi в Multitronic ставит вместо ремня специальную цепь, а Honda применяет ремень из наборных металлических пластин, Nissan использует тороидные вариаторы Extroid. Принцип их действия аналогичен, только в качестве передаточных звеньев выступают соосные тороидальные валы, плотно зажимающие соединительные ролики.

    Впрочем, присутствуют и общие моменты. Растянутость многослойной ленты, из которой состоит ремень вариатора, в компании «ЭВИС-МОТОРС» называют не иначе как «началом конца» вариатора. Основной причиной этого является грубая манера вождения некоторых водителей. Также лента растягивается из-за естественного старения и износа после длительной эксплуатации. Так что владельцы не новых автомобилей с вариаторной трансмиссией должны заранее готовиться к тому, что ремень их вариатора когда-нибудь их подведет, и не помогать ему, сделать это раньше срока. Обычно ресурс вариатора - 200 тыс. км пробега, хотя с каждой новой моделью он увеличивается. Если причина отказа вариатора - растяжение или повреждение цепи - его необходимо заменить. Кстати, стоит он достаточно дорого.

    Нужный контакт между шкивами вариатора обеспечивается с помощью микроскопических насечек на поверхностях трения пластин. По их состоянию можно определить, где искать неисправность вариатора. Если насечки сохранились в нормальном виде, значит, ремень не проскальзывал, давление между шкивами в порядке. А если заметны большие задиры с заусенцами, то давление в системе ниже, чем необходимо. Причин может быть несколько - от неисправного насоса до износа уплотни тельных колец шкивов. Иногда отказывает шаговый электромотор, который управляет вариатором. В таком случае шкивы будто стопорятся в одном положении, и автомобиль двигается как на одной постоянной передаче. В основном электромоторы отказывают из-за обрыва обмотки.

    Еще одной серьезной причиной поломки вариатора в «ЭВИС-МОТОРС» называют неисправность датчика скорости автомобиля. Если он ломается, тем более на высокой скорости, вариатор сразу переходит в режим аварийной работы, машина тормозится и даже возможен обрыв ремня. Вариатор «любит» хорошее масло, которое необходимо менять не реже, чем через каждые 60 тыс. км пробега. Масляный фильтр рассчитан на весь срок службы, при ремонте его меняют. Вариаторы не любят быстрой езды. На больших скоростях интенсивному износу подвергаются подшипники валов, которые начинают издавать угрожающий гул.

    Ну и напоследок еще несколько советов. Обычная ATF, применяемая в АКПП, для вариаторов не подходит. Ее использование может привести к достаточно быстрому выходу вариатора из строя, поэтому необходимо выбирать специально предназначенную для CVT трансмиссионную жидкость. Прокладки АКПП, требующие регулярной замены, как таковые в устройстве вариатора не используются, поэтому о них можно вовсе не беспокоиться.

    Автокомпоненты 07 - 2012

     
    Hosted by uCoz